Чем, собственно, является фотография? Зачем к ней иногда взывают на телевидении, почему ее вешают в музейных залах? На первый взгляд, фотография кажется тривиальным объектом, едва ли заслуживающим внимания. Это всего лишь изображение, получаемое фотоаппаратом и затем проявляемое при помощи химических веществ под воздействием света. Но с другой стороны профессиональная фотография является в современном обществе особым видом искусства, на которое невозможно не обратить внимание  

Цифровое фото
В предлагаемом тексте речь пойдет о цифровом фотоизображении как особой организации визуальной информации, а также о «чтении» визуальных рекламных образов, создаваемых в результате совместных усилий человека и машины: единства действий целеустремленных, прагматических и - автоматических, бесцельных.

Здесь нет стремления упирать на оппозицию «традиционная» - «цифровая» фотография, тем более, что это не есть предмет философского, или, допустим, культурологического исследования, но исключительно вопрос технологических возможностей и предпочтений. Старинные фотоаппараты, чьи треножники ассоциировались с мольбертами, знаменитая портативная фотокамера «Лейка» и прочие, более совершенные - все они были призваны запечатлевать остановившиеся мгновения истории - что не исключало возможность дальнейшей - художественной - обработки получившегося изображения. Разве что «Полароид», выводящий экспонированное изображение можно было посмотреть тут же, минуя стадии проявки негатива и печати, ликвидировал паузу между экспозицией и результатом, во время которой изображение могло быть как-то изменено.

Исчезла потенциальная возможность какого-либо вмешательства в изображение на промежуточных стадиях обработки: фотоизображение перестало «обрабатываться» вообще, и фотограф, таким образом, максимально дистанцировался от живописца. Мгновенная фотография это - фотография par excellence, самая реалистичная. Дигитальная же, или цифровая фотография тоже позволяет сразу же взглянуть на полученное изображение и, перенеся информацию в компьютер, изменять формат, качество, ретушировать и проч.

Цифровое фото представляет собой перевод длящегося серебряного изображения в растровое, дискретное. При сканировании серебряное изображение разбивается на точки (пиксели), информацию о которых компьютер сохраняет в цифровом виде. Чем больше точек приходится на каждый дюйм поверхности монитора, тем выше зрительное разрешение изображения, чем больше глубина цвета - тем оно качественней. Современный монитор способен передать около 16 млн. цветовых оттенков (предел человеческого зрения - 256).

На смену химической определенности серебряной фотографии грядут беспредельные умения компьютера. Если это так, то можно ли утверждать, что эти технологии, проявляясь на мониторе компьютера, объективируются и ликвидируют присутствие человека, а camera obscura традиционной фотографии превращается в «черный ящик» (компьютер) фотографии цифровой, содержимое которого - точки/пикселы и программный продукт? Не превращается ли соответственно и мистерия химической остановки мгновения в магию «технической воспроизводимости» Может быть, «черный ящик» цифровой фотографии плодит симулякры (как это у Бодрийяра, третьего порядка) - что засвидетельствовано отказом дигитальной фотографии от отношений идентичности между референтом и его изображением, присущих серебряной фотографии.

Симулякры виртуозно разыгрывают симуляционное действо. Действительно, нынче все фотографии подозрительны. Потому что теперь, с приходом цифровых систем, их можно изменить безупречно - и это нечто новое. В прошлом удаляли с фотографий неугодных политиков: это была топорная работа - вырезать и ретушировать - и всегда можно было заметить, что что-то тут делалось. Как писала Татьяна Толстая, комментируя альбом Дэвида Кинга «Исчезающий комиссар»: «Троцкого выбрасываем вон /…/ рядом с Лениным образовалась дырка, будто бы толпа отшатнулась от него, как от чумного. Это выглядит странно, но внимательному читателю страннее другое: посреди занесенной снегом толпы стоит товарищ, которого погода не берет: у него, единственного, на черный воротник не упало ни снежинки. А шапка и рукава в сугробах…».

Как не может быть сейчас детектива с банальным отравлением или голой рукой берущимся орудием убийства, так ушли в литературное никуда легко раскрываемые шантажи липовыми фотографиями (Перри Мейсон небрежно роняет: «монтаж»).


Ирвант Заназаньян является самым молодым фотографом Австралии, получившим высшее профессиональное звание на континенте. Он также пятикратно подтвердил свое право называться Мастером фотографии Австралийского Института Профессиональных Фотографов
18.06.07
ФФ – это самый демократичный конкурс. Здесь не важно кто ты: любитель или профессионал, неважно какой у тебя фотоаппарат: «зеркалка» или обычная «мыльница», неважен возраст и опыт… Ровно в 12,00 в каждом городе в заранее назначенном месте все выйдут доказывать свое мастерство!
17.06.07
Компания Sony анонсировала новую 8.1-мегапиксельную камеру Cyber-shot DSC-H9. Новинка сменит на рынке модель Cyber-shot DSC-H5.Отличительной особенностью устройства является наличие объектива Carl Zeiss Vario-Tessar с 15-кратным оптическим зумом и оптической стабилизацией изображения Super SteadyShot, а также большого поворотного 3-дюймового ЖК-дисплея с разрешением 230 тысяч пикселей
16.06.07
Компания Pentax анонсировала три новых объектива «звездной» серии: штатный зум DA * 16-50/2.8 ED AL IF, тветосильный телевик DA * 50-135/2.8 ED IF и телевик DA * 60-250/4 ED IF. Все три объектива оснащены сверхзвуковыми моторами. Это первые подобные объективы системы K
15.06.07